Болезнь роста украинского кинематографа

Печать
Болезнь роста украинского кинематографа

2011 год стал переломным для украинского кинематографа. Если последние двадцать лет национальное кино существовало скорее вопреки, нежели благодаря поддержке страны, то сегодня его развитие включено в число основных государственных приоритетов.

В результате, кардинально изменилась структура управления отраслью, объем государственной поддержки в 2011 году увеличился почти в пять раз – до рекордных 111 млн. грн., а участники рынка получили налоговые каникулы. Главный вопрос сегодня заключается в том, удастся ли очередная попытка реанимировать украинский фильм, что нужно для этого сделать и кто должен за это взяться?

В 2011 году украинцы стали ходить в кинотеатры чаще. По данным дистрибьюторов, прирост аудитории за последний год составил порядка 14%, что в два раза превышает аналогичный показатель в России. Но на широких экранах зрителю приходиться смотреть иностранный продукт – найти в анонсе национальный фильм практически невозможно.

Украинские киностудии, удивлявшие когда-то весь мир легендарными картинами в стиле "Броненосец Потемкин" или "В бой идут одни старики", простаивают без работы годами, ожидая своего часа. Консервация потенциала нашей киноиндустрии стала следствием практически полного отсутствия поддержки национального продукта государством. Несмотря на то, что за последние пять лет украинские картины получили две золотые пальмовые ветви в Каннах, есть примеры успешного авторского кино Киры Муратовой, Романа Балаяна – эти победы скорее исключение из правила, нежели общая тенденция развития кинематографа.

После 14 лет "топтания на месте", в 2005 году была сделана первая внушительная попытка вернуть нашему фильму если не былую славу, то хотя бы перспективу. Вместо маленького департамента по кинематографии в составе Минкультуры был создан отдельный правительственный орган - Государственная служба кинематографии. Тогда появилась возможность не только сбалансировать внутренний рынок, вернув национальный продукт, но и выйти на международный. Наглядное подтверждение – победа в Каннах в 2005 году короткого метра "Подорожні" Игоря Стрембицкого.

Тем не менее, самое большое достижение Государственной службы кинематографии заключается не в создании собственного самобытного контента, а в переводе на украинский иностранного. Обязательная украинизация всего проката изначально как зрителями, так и игроками рынка была воспринята в штыки – кинозалы пустели, а премьеры срывались.

В течение нескольких лет ситуация стабилизировалась – начиная с 2009 года вместе с улучшением качества украинского дубляжа начали заполняться и кинотеатры.

В сравнении с 2006 годом, прирост зрителей составляет 10-20%.

Однако, главная задача – создание собственной киноиндустрии - так и не была решена. Каждый год до 2009 при участии государства на свет появлялось порядка восьми-десяти полнометражных художественных картин, которые, минуя широкий экран, становились достоянием киноархивов. Не было громких премьер, фильмы не доходили ни до украинского зрителя, ни до международного фестивального жюри.

А в 2009 из-за финансового кризиса кинопроизводство фактически было парализовано.

Государственной службе кинематографии Минкультуры не удалось ответить на три ключевых вызова, которые в комплексе дают зеленый свет национальному продукту: увеличение финансирования отрасли, обеспечение прозрачных условий отбора проектов для господдержки, модернизация инфраструктуры производства и продвижения собственного продукта.

Почему не удалось справиться с поставленными задачами?

Во-первых, финансирование.

Нет денег - нет кино, нет кино – нет современной киношколы. В 2006-2008 годах бюджет киноотрасли колебался в пределах 50 млн. грн. Тогда как в России, к примеру, достигал $250 млн. Кризис в 2009 естественным образом сократил объем господдержки в десять раз, до 5 млн. грн. Не спасла ситуацию и некоторая стабилизация в следующем году: "В 2010 на кино выделили уже 24 млн. грн., но у нас на руках было примерно 80 млн. векселей по незавершенным проектам за прошлый год и расконсервировать многие из них нам так и не удалось", - поделилась Екатерина Копылова, глава Государственного агентства Украины по вопросам кино.

Без реальной практики, когда-то сильная национальная школа кинопроизводства превратилась скорее в музей памяти успехов прошлого, чем в современный цех по воспитанию талантов. Пока в западной модели учебные часы посвящены, в основном, съемке, показам, живой работе, наша школа все больше теоретизируется.

В результате, как показал 2011 год, когда впервые был проведен открытый конкурс на государственную поддержку, найти сильные драматургические сценарии, нестандартных режиссеров и опытных продюсеров – задача не менее сложная, чем привлечь финансирование для проекта.

Вторая проблема – прозрачное распределение средств.

До 2011 года механизм отбора проектов для господдержки вызывал у участников рынка много вопросов. Оценить успех поддерживаемой картины было очень сложно - для участия в конкурсе требовался только литературный сценарий. Кто будет продюсировать фильм, попадет ли он на фестиваль, как дойдет до зрителя - оставалось на усмотрение автора проекта.

"Из-за отсутствия четких правил конкурса, единых критериев отбора работ, до 2012 комиссия Госкино напоминала закрытый клуб заслуженных артистов, которые раздают деньги сами себе, не заботясь при этом о творческом результате", - сообщил Like.lb.ua Денис Иванов, директор Международного одесского кинофестиваля и основатель дистрибьюторской компании "Артхаустрафик".

Денис Иванов
Фото: kievreport.com
Денис Иванов

Третий вызов – отсутствие хорошей инфраструктуры кинопроизводства и сети распространения – кинозалов.

Сегодня в Украине есть всего 370 экранов. По оценкам продюсеров, для того, чтобы создать настоящую киноиндустрию, этого слишком мало: "Число кинозалов нужно увеличить минимум вчетверо, чтобы украинские индустриальные фильмы, снятые об Украине, для Украины и на украинском языке хотя бы теоретически могли окупиться", - считает Игорь Савиченко, продюсер компании "Pronto Film".

Географическое расположение кинотеатров усугубляет ситуацию: из 490 райцентров только 106 имеют действующие кинотеатры. Вследствие чего, согласно статистике, в среднем украинец посещает кинозал раз в три года.

Государственные киностудии сегодня больше интересуют застройщиков, чем кинематографистов. Вместо новой современной аппаратуры на крупнейшей в стране киностудии им. Довженко начала появляться нелегальная застройка.

Выдающаяся Одесская киностудия была передана в частные руки, а вместе с ней от государства уплыл и весь фильмофонд. Но, в данном случае, рынку отчасти удалось самостоятельно найти решение этой проблемы: "На место государственных киностудий пришли частные продакшены, у которых есть заказчики и возможность реализовать свои проекты собственными силами. Таких частных студий в Украине много, крупнейшие - Film.ua, Pro-TV и StarMedia", - добавляет Денис Иванов.

Следует признать, что Украина - не единственная страна, перед которой встала необходимость защиты национального экрана от засилья голливудских блокбастеров. Сегодня большинство европейских стран в стремлении развивать свой самобытный продукт пошли по пути государственного протекционизма в кино. Эта политика предполагает всяческое продвижение национального продукта через налоговые стимулы, финансовую и законодательную поддержку на внутреннем и внешних рынках.

Наиболее выразительный пример политики государственного протекционизма в сфере кинематографа – Франция, где этот курс взяли еще с 1946 года. В результате, сегодня французское кино узнают в каждой точке земного шара.

Ближе к Украине лежит польский опыт. Официальная Варшава провела реформы шесть лет назад и уже сегодня в их кинотеатрах демонстрируется около 30% картин собственного производства. И, что самое главное, эти фильмы любят и посещают зрители.

В Европе национальный фильм поддерживают не только средствами госбюджета, но и с помощью специальных сборов с дистрибьюторов, телекомпаний, Интернет-провайдеров.

В той же Франции сбор с иностранного контента в прокате - 11%, а в целом эта политика дает порядка 800 млн. евро в год. Поляки собирают с проката 1,5% и в целом получают больше 30 млн. евро в год.

В 2010 году Украина, вслед за европейскими партнерами, взяла курс на протекционизм национального кинематографа. В ходе административной реформы Государственную службу кино при Минкультуры заменило Государственное агентство Украины по вопросам кинематографии, центральный орган исполнительной власти с гораздо более широкими полномочиями. В рамках нового вектора с целью поддержки национального продукта были внесены изменения в закон "О кинематографии", Налоговый кодекс, реформирован конкурс кинопроектов, а бюджет увеличился почти в пять раз - до 111 млн. грн.

Качественные изменения, которые произошли в национальном кино в связи с новым вектором, по мнению Екатерины Копыловой, стали возможны благодаря долгожданному консенсусу во власти.

"Сегодня и у Президента, и у Парламента есть четкое понимание того, что кино - это не просто развлечение. Многого удалось достичь уже сегодня благодаря депутатам и общественным деятелям, которые помогают справиться с кризисом в отрасли. Один из наиболее активных – народный депутат Виктор Янукович. К примеру, увеличение бюджета кино на 2011 год и продвижение налоговых каникул для кинематографистов стало возможным только благодаря его непосредственному участию", - прокомментировала Екатерина Копылова.

По словам самого Виктора Януковича поддержка кинематографа сегодня одно из важных направлений его депутатской деятельности.

- В каждом фильме, так или иначе, присутствует дух страны, в которой он был снят. Если Украина хочет стать весомым игроком на международной арене, ей нужно для начала войти в сердца европейских зрителей. Киноэкраны – самый эффективный путь в этом направлении. Если бы мы брали Канны каждый год, как Марина Врода (ред.Like - обладательница золотой пальмой ветви за короткометражный фильм "Кросс", 2011 год), у европейцев было бы более глубокое понимание нашей страны, - поделился с Like.lb.ua народный депутат Янукович.

Виктор Янукович
Фото: Википедия
Виктор Янукович

В 2011 году Госагентство впервые провело открытый конкурс в рамках "Программы производства и распространения национальных фильмов на 2011-2012 год". В соответствии с европейскими стандартами, оценивался не только сценарий, как это было раньше, но проект в целом – режиссерское видение произведения, маркетинговая стратегия, фестивальная или прокатная история фильма.

- В комиссию вошли – дистрибьюторы, которые оценивают, как пойдет фильм в прокате и пойдет ли вообще. Продюсеры, которые анализируют коммерческую привлекательность. Режиссеры, которые дают оценку концепту картины, - рассказывает Екатерина Копылова.

Екатерина Копылова
Фото: rg.kiev.ua
Екатерина Копылова

В результате господдержку получили 37 проектов-победителей. Но, поскольку такая процедура проходит в первый раз, непосредственное перечисление средств сегодня оказалось под угрозой срыва. В конце бюджетного года неосвоенные деньги могут вернуться в бюджет. На сегодняшний день начато финансирование только одиннадцати проектов.

Госкино утверждает, что мяч на стороне продюсеров, тогда как последние уверены в чрезмерной бюрократизации процедуры: "Мы проходим конкурс и уже подаем заявки по-европейски, а получаем деньги пока что по советской системе. Сегодня мы подали все документы для получения финансирования по проекту "Украина, good bye!", но денег пока не получили, ждем со дня на день. Сама процедура получения государственных средств на сегодняшний день очень длительная и запутанная. Хотелось бы верить, что реформы в киноотрасли будут идти дальше и мы будем приближаться в европейской модели существования кинематографа", - поделился Денис Иванов.

Помимо бюджетной поддержки, украинский кинобизнес получил "налоговые каникулы" до 2016 года - национальный фильм освобождается от налога на добавленную стоимость на всех этапах его производства и демонстрации в кинотеатрах. Также введен ряд существенных преференций по налогу на прибыль предприятий-производителей. Киностудии, в свою очередь, освобождены от уплаты аренды за землю. Как и в случае с освоением государственных средств, получение налоговых льгот только начинает отлаживаться: "Во-первых, справка от Госкино о том, что ты - национальный фильм, - еще недостаточный аргумент для ГНАУ. Это на рассмотрение инспектора. Во-вторых, нет четкого разъяснения: что является прибылью предприятия в рамках производства национального фильма. В рамках распространения - да, есть. Но если я не хочу быть дистрибьютором?", - делится Игорь Савиченко.

Игорь Савиченко
Фото: Facebook
Игорь Савиченко

В 2012 году может быть поставлен очередной рекорд в масштабах финансировании национальной киноиндустрии – со 111 до 264 млн. грн. Соответствующую поправку к проекту госбюджета предложили народные депутаты Владислав Лукьянов и Виктор Янукович.

Для того, что бы ощутить реальные результаты работы нужно время: "Первая часть реформы – предоставить новые возможности, это мы сделали. Вторая часть – научиться ими правильно пользоваться, это задача ближайшего будущего", - комментирует Янукович.

До сих пор окончательно не урегулировано правовое поле, в котором работает украинский кинематограф. За годы независимости так и не было дано четкое определение - что такое национальный фильм.

Соответствующие правки должны быть внесены в Закон "О кинематографии" в будущем году. Тогда же должна быть представлена новая Концепция развития национальной киноиндустрии на 2012-2016 гг. Ее выполнение предусматривает производство порядка 80 полнометражных игровых фильмов, столько же серий телевизионного кино, развитие анимационного, документального направления. Количество кинозалов должно увеличиться почти вдвое - до 600.

Реальные результаты новой политики можно будет увидеть только через два-три года, когда на широкие экраны выйдет новый национальный продукт. Но уже сейчас курс на государственный протекционизм позволяет надеяться, что "Двадцать лет одиночества" национального фильма наконец-то подошли к концу.

В декабре-январе нас ждут "первые ласточки": зрители смогут оценить две украинские полномасштабные премьеры - "Той, хто пройшов крізь вогонь" Михаила Ильенко и "Звичайна справа" Валентина Васяновича.

Тэги: кино, Виктор Янукович, Екатерина Копылова, Денис Иванов
Печать
Читайте в разделе
Бикини
Как вам новая первая леди США Меланья Трамп?