Зрители, которым тогда, в 2002 году, удалось увидеть все воочию, ждали повтора. За это время количество поклонников группы возросло - чтобы вместить всех желающих послушать Вакарчука потребовался уже значительно больший зал.
Концерт с симфоническим оркестром Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношей, под руководством Евгения Воронка, состоялся во Дворце "Украина". Когда все билеты на 6 октября раскупили, группа известила о дополнительном концерте. Но и перед вторым выступлением билетов в кассах уже было не достать.
На афишах концертов нанесли изображение музыкальных инструментов в шарфах. Именно этот аксессуар стал фетишным "знаком" лидера группы Святослава Вакарчука.
Особенность нынешней программы в том, что музыканты не создавали специальные аранжировки, как это обычно происходит на подобных концертах. Свои лучшие композиции из семи альбомов "Океан Эльзы" исполнили в обычной для группы роковой стилистике, а оркестр играл свои партии. Это было живое исполнение, максимально приближенное к студийному варианту; тому, как песни звучат на пластинках.
– На первый эксперимент с оркестром мы решились еще в 2002 году, когда создали программу "Тихий Океан". И после не раз привлекали классических музыкантов для сотрудничества. Но тогда мы создавали специальную аранжировку под каждую композицию. А вот идея конкретно этой программы заключается в том, чтобы в привычное для всех звучание "Океана Эльзы" добавить симфонический оркестр. И в этом, так сказать, "дуэте" никто ни под кого не подстраивается, от этого музыка становится только шире – на такой шаг мы действительно пошли впервые, – прокомментировал идею концерта Вакарчук.
Первая генеральная репетиция симфонического оркестра Киевской муниципальной оперы и "Океанов" состоялась две недели назад. Вторая – перед самим выступлением на сцене. Еще за час до концерта шел генеральный прогон.
На сцене бегал звукорежиссер, он подходил к мониторам и осуществлял последние настройки аппаратуры. Режиссер торопил музыкантов, своей очереди ждали еще "духовые".
За полчаса до начала концерта Святослав Вакарчук и руководитель оркестра Евгений Воронка по очереди вышли к журналистам на брифинг и дали ответы на вопросы относительно концерта, звучания и совместной работы. Лидер "ОЭ" много улыбался, полушутливо отвечая на вопросы.
- Возможно, вы услышали себя немного по-другому совместно с оркестром?
- Все получилось так, как мы ожидали. Только лучше. Достигать результата, который ты ожидаешь, только больше – тогда это работает.
- Презентовать эту программу в Киеве более волнительно, чем в Кремле?
- Просто в Киеве - это дома. С точки зрения зала этот, в принципе, нам ближе. Хотя мы нечасто выступаем в "сидячих залах" - я их называю "залы для съездов". Тут мы выступали много раз, а в Кремле мы выступали впервые и не знали чего ждать. С другой стороны, понятно, что ответственность всегда большая в том городе, где ты живешь. Тут придет много друзей, родственников, знакомых. В принципе, мы планируем сделать в субботу еще третий концерт во Дворце "Украина". Но он секретный, он только для родственников. Как раз все родственники, знакомые и желающие, кто не смог прийти, поместятся.
- Вы серьезно или это шутка?
- Сами догадайтесь, - смеясь, ответил Вакарчук.
- Вы не чувствуете себе уставшим?
- Все на мне написано. Если видно, что уставший, значит уставший. Если не видно – значит не уставший.
- Вы 16 лет на сцене. Как вы чувствуете, вы изменились с тех пор?
- Не делайте из нас фотографию, которая висит на стенке. Мы идем выступать на сцену: живые, веселые, активные. Я не думаю, что есть какая-то разница. Помню, правда не 16 лет назад, может быть немного позже, один из фестивалей. Это был один из первых наших визитов в Киев. Фестиваль был роковый, но происходил в подобном "сидячем" зале: то ли это был КПИ, то ли НАУ. Выступили уже групп 15, все сидят и хлопают. Звук плохой, как всегда на таких фестивалях. Я бы уже вышел из зала или встал танцевать. Мы вышли на сцену, и люди сделали как в сейчас Кремле, так и много лет назад.
Я уверен, что заставляет поднимать зал не имя, не песни которые знают, а та энергия, идущая со сцены. Даже если вы впервые в жизни увидели этих музыкантов и не знаете, кто и что они, не знаете ни одной песни, более того, случайно пришли на концерт и хочется быстрее отсюда свалить. Но если будет это настроение, то публика встанет и будет делать то, что она иногда делает на наших концертах.
- Вы восстанавливаете свой голос? Может, пьете яйца?
- Яйца я ем каждый день, как и вы, я думаю. Но они на самом деле не очень помогают голосу.
- Мед?
- Мед ем. Что еще скажите? Я все подтвержу.
- Специально ничего делаете?
- Специально – нет. Занимаюсь.
- Вы будете помогать дирижеру, как вы это делали в Москве?
- Я в Москве делал вид, что помогаю. Если я серьезно буду дирижировать, то оркестр развалится, не может быть два дирижера, это показывает музыкальный, так и не только музыкальный опыт.
- Вы можете сказать, что стали более лиричным?
- Как правило, люди, становясь старше, делаются прагматичными. Иногда слушаю песни, которые написал 10 лет назад и думаю: неужели это я?
Иногда, наоборот, тянет на лирику, чего никогда и не ожидал от себя. Думаю, что все зависит не столько от времени, имени, а от того, что у тебя внутри. Бывает же такое, что вы просыпаетесь утром и у вас не то настроение, а вроде и солнце светит, но все равно что-то не то. В другой день и дождь идет и холодно… Попробуй объясни, откуда оно берется – я не могу.
- А сегодня?
- Сегодня я еще не проснулся.
- Вы друг "Евро-2012". Как вы отнесетесь к тому, что в вашем родном Львове открывает стадион Анастейша, а в Киеве – Шакира.
- Абсолютно нормально. Мы же не можем открывать все, мы же не группа "открывачка".
Последний вопрос касался страны. Вакарчук удивился: Мы так быстро перескакиваем с одной темы на другую!
- Что вам сегодня болит за Украину и болит ли?
- Безусловно, что я переживаю за все, что происходит в Украине. На сцене и за сценой делаю все возможное, чтобы Украина становилась лучше. Сейчас углубляться в вопрос не хочу, мне нужно готовиться к сцене.
Святослав убежал, а пообщаться с представителями медиа вышел дирижер оркестра. На шее у руководителя аксессуар: серый шарф. Его сразу же заприметили журналисты и спросили, совпадение ли это или попытка стать похожим на вокалиста группы "ОЭ".
- У вас на шее шарфик. Косите под Вакарчука?
- Сегодня я надел символ "Океана Эльзы". Нет, я не кошу под него. Каждый из нас личность. Просто так, чтобы в одном стиле было.
- Волнуетесь?
- Нет, - улыбаясь, ответил дирижер.
- Вы говорили, что стараетесь добавить своему оркестру энергии и драйва, чтобы они почувствовали себя рокерами. Почувствовали?
- Классический музыкант не может ощутить себя рокером, если он никогда не слышал рок или не слушал его, но мне кажется, мы абсолютно в формате сегодняшнего мероприятия и я думаю, все смогут в этом убедиться. Мы понимаем эту музыку, мы чувствуем ее. В смысле звука мы составляем с группой единое целое. Мы не чувствуем дискомфорта.
- Когда не нужно дирижировать, вам хочется подтанцовывать группе?
- Пока на репетициях не хотелось. Все возможно. Мы открыты для импровизаций. Посмотрим.
- В другое время вы дирижируете в детском театре.
- Он создавался как детский музыкальный, но де-факто он является Киевской муниципальной оперой. Там очень много детского репертуара, мы оправдываем полное название – Киевский муниципальный театр академический оперы и балета для детей и юношей.
- Как вы считаете, от детей до "Океана Эльзы" какой шаг?
- Посмотрим, сколько сегодня будет детей, придут ли они на концерт.
- В принципе, вы привыкли видит детские глаза на концертах?
- У нас много взрослых зрителей. У нас идут все балеты Чайковского, взрослые серьезные оперы: "Риголетто", "Травиата". У нас есть взрослый репертуар, поэтому мы работаем не только с детьми.
- Вы себя можете назвать поклонником группы "Океан Эльзы"?
- Мне очень нравится их творчество.
- С какой группой вы бы еще хотели сделать подобный проект?
- От кого поступит предложение, с тем и будем сотрудничать. Мы открывали "Евровидение" с Русланой.
- А в идеале?
- Сложно сказать. Мне бы лично хотелось посотрудничать со Стингом. Я считаю его настоящим маэстро, музыкантом очень высокого уровня и очень большой глубины.
- Сколько сегодня на сцене будет музыкантов?
- Сегодня 40. Всего в оркестре у нас 77 человек.
- Не боитесь ошибиться?
- Я думаю, этого не будет. Мы репетировали, вникали. Недоразумений нет.
- Много было поправок? Как находили компромисс с Вакарчуком?
- Мы сразу знали, какая будет музыка. Музыка "Океана Эльзы" на слуху - специально изучать не нужно было. Мы эту музыку знаем, она звучит по радио, в маршрутных такси, она звучит в машинах, радиолах, в музыкальных центрах. В принципе, это не первый случай работы в этом формате. Мы работали в рок-формате ни один раз. Наш оркестр делал очень много студийных записей для тех же звезд украинской рок и поп-сцены.
- Что было самым тяжелым в подготовке этого концерта?
- Наверное, техническая сторона дела. Нас обставили со всех сторон микрофонами, для нас это немножко нетипичная среда обитания. Звуковые системы, ревербераторы, компрессоры...
В стороне за сценой стояла скрипачка. Ее смущало присутствие прессы, но, она с волнением в голосе немного рассказала о совместной работе.
- Мне очень приятно работать с этим солистом. Я думала над этим. Наша славянская, украинская нация давно ждала такой бриллиант в искусстве – музыканта Святослава Вакарчука. Все его песни с глубоким смыслом и это не случайно, - сообщила девушка.
Перед открытием входных дверей начальник охраны в фойе давал указания подчиненным:
- Партер должен быть партер, балкон должен быть балкон. Никаких перемещений.
В зале специально ставили дополнительные стулья, чтобы максимальное количество желающих посетило концерт. По коридору ходили поклонницы: девушки в нарядах, больше напоминающих свадебные платья, прижимали к себе плюшевых медведей, любители группы из родного города Вакарчука – Львова – в вышиванках, подростки со значками "УПА".
К специальным приставным стульям пробирались и публичные люди.
Послушать бывшего коллегу (ред. – Святослав Вакарчук по итогам внеочередных выборов в 2007 году прошел в стены парламента под 15 номером в списке "Наша Украина - Народная самооборона") пришел и народный депутат "Нашей Украины" Вячеслав Кириленко с женой и дочерью.
На вопрос журналистки – кто больший поклонник в семье, супруга Вячеслава сообщила, что эта эстафета перешла к дочери.
С бабушкой пришла дочка телеведущей Ольги Фреймут Злата. Девочка держала в руках букет красных роз для Святослава. В приставных рядах в числе приглашенных сидел Андрей Хливнюк из "Бумбокса".
Фан-клуб артиста запланировал флеш-мобы. На одной из песен зрители готовились поднять листы А4 на которых курсивом напечатали "Дякую!".
Савик Шустер в компании блондинки пришел уже после 19:00, но на концерт не опоздал, в третьем ряду о чем-то беседовал со своей спутницей.
Like.lb.ua поинтересовался у Савика, покупал ли он билеты и сколько он за них заплатил.
- Да, покупал. Дорого, - бросил телеведущий.
"Твоє життя зайде до мене в гості знов, так несподівано, як сніг, який приходить восени…", - начал концерт лидер группы с "Перша пісня".
Вокалист со сцены выкрикнул: "Добрый вечер. Спасибо, что пришли. У нас сегодня маленький семейный концерт и это приятно. Спасибо вам!", - говорил с залом солист.
Второй и третей песнями стали: "Мало мені" и "Дівчина".
После третей композиции журналистов аккуратно попросили удалиться из зала.
По рассказам поклонников и отзывам в фан-группе в Интернете последней песней стала "Вулиця", посвященная памяти Стива Джобса. Со слов тех, кто был на концерте до конца, на сцену поднялся и глава КГГА Александр Попов с листом бумаги со словами "Дякую" и букетом:
- Киевляне, давайте еще раз поблагодарим группу!
Напомним, 27 сентября в Москве, в Кремлевском дворце "ОЭ" презентовали программу с симфоническим оркестром МВДРФ. Также программу услышать в Минске и в Санкт- Петербурге. В каждом из городов группа играет с местным оркестром.