Александра, мы с вами встретились на вечеринке Eurovoice и вы тогда рассказали, что собираетесь ехать в Крым слушать джаз.
Съездила. Я давно мечтала, но поняла, что все-таки мероприятие формата "Джаз Коктебель" не мое. Я больше привыкла к бардовским фестивалям. Там представили не классический джаз, а было много экспериментов.
Кроме этого я поняла, что фестиваль имеет две части: для людей, которые больше склонны к классике – это сцена возле дома Волошина, она более элегантная, если можно так сказать, и сцена возле моря на пляже – это сцена "тусни".
И как вам сцена "тусни"?
Там везде торговые ряды. Я посмотрела на мундштук. Думала под сигарету. "Что это за трубочки такие?" - спрашиваю.
Продавщица говорит: "Курить", – и смотрит на меня. Ну, я понимаю, я курящая.
- А как тут вставлять сигарету?
- Это не под сигарету. Для конопли.
Вы знаете, у меня был такой дикий шок! Я поняла, что это на каждом углу, рядом продаются эти смеси...
Как муж сказал – "интеллигентный КаZантип". Но это не мое, хотя я не осуждаю.
Как вы в советское время доставали музыкальные пластинки?
Элементарно. В старших классах я встречалась с молодым человеком и у него всегда были самые лучшие пластинки. Его папа был депутатом Верховного Совета СССР, главным металлургом Украины. Мы с друзьями собирались у меня на квартире, а мой отец тогда купил первый - на таких длинных ногах - проигрыватель, радиолу, (ред. Like – Александра стала воодушевленно рассказывать, показывая руками форму проигрывателя). Еще я помню мягкие пластиночки "Мелодия". Доставали, друг другу передавали, а потом уже появились первые бобинные магнитофоны.
На какие фестивали вы ездили?
Самое яркое - Грушенка (ред. Like - фестиваль авторской песни им. В.Грушина), Московка. Когда нас собиралось по 250-400 тысяч человек. И когда ты два-три дня жил на одном дыхании. Понятия спать не было, мы не спали никогда. Мы старались успеть услышать самые лучшие песни.
И последний, на котором я была, это был фестиваль в 83 году, который я сама придумала. Тогда все фестивали закрыли, ЦК ВЛКСМ запретил авторскую песню.
Но я нашла выход из ситуации. В 83-м году мне исполнилось 30 лет, это был мой день рождения. У нас в Запорожье есть остров Байда (ред. Like - остров, расположенный между правобережной частью Запорожья и островом Хортица в русле Старого Днепра. Входит в Национальный заповедник "Хортица").
Я пришла к друзьям в горкомсомола: "Ребят, давайте отметим мой день рождения на Байде". И они все загорелись, оформили мне "поход выходного дня" и горком выделял на это деньги. Мы сделали одну кухню, девчонки наши готовили борщ, картошку с тушенкой. Это так вкусно, это невозможно передать! И я всем разослала приглашение на день рождения Александры Кужель. Ко мне приехали покойный Ландсберг и Олег Митяев, Леня Духовный, который написал "Сегодня дождь" или "Киев без Подола невозможен".
И тогда ребята к этому фестивалю написали песню, слова ее такие, (ред. Like - Александра поет) "Не сразу все устроилось, закрылся, но откроется и снова примет всех гостей Московский фестиваль. На лучшее надеемся, и так все переменится, и Шура Кужель снимет с ваших клавишей вуаль. Александра Кужелица всей Москве сегодня снится, вся Москва ее боится и не только вся Москва. Все мы с видом деревенским привыкаем к штучкам женским, так давай же, Александра, и в Москве качай права"...
Фестиваль до сих пор проходит каждый год. Я поехала туда несколько лет назад, и не даром говорят, нельзя возвращаться к старой любви. Все меняется, я-то помню ту любовь, те отношения, те песни. Они были совсем другими. Я ходила от группы к группе, мне хотелось глубоких и смысловых песен, но я, к сожалению, видела много спиртного, и почему-то слышала только "песни-шаржи". Меня это очень расстроило. Не думаю, что это может заменить бардовскую песню.
Говорят, вы пели на выборах.
Я считаю, что стала депутатом благодаря авторской песне. В 1994 году я впервые решила баллотироваться по мажоритарному округу в Запорожской области. В канун 8 марта у меня был эфир на телевидении. Вместо того, чтобы оглашать программу, я решила спеть. И спела песню Долиной (ред. Like – Кужель поет): "Жизнь была бы иной, не такой уж дряной, как бы ближних своих от лукавств избавить, упаси тебя Боже лукавить со мной, упаси меня Боже, научи меня, научи меня Боже". Это всех шокировало. После этого мои оппоненты начали ходить на эфиры с оркестрами, барабанами.
После выборов продолжили?
В парламенте я возглавляла комитет по вопросам развития предпринимательства. Периодически мы всем комитетом выезжали ко мне на дачу, где и устраивали вечера бардовской песни: варили уху, готовили кашу на костре и пели у реки. На эти вечера даже приезжал Никита Джигурда.
В Киеве я пела на вечере памяти Визбора.
Меня спрашивали: "Как вы можете, будучи главой госкомитета, ходить и петь в консерватории?". Многие не понимают, что политик – это не сноб, это нормальный живой человек, который имеет какую-то свою жизнь и увлечения.
Как привить молодежи любовь к авторской песни? Это все должно идти из семьи?
Наверное, семьи мало. Мой старший сын ездил со мной на все фестивали. Я помню, когда он увидел явление ночью – 250 тысяч человек с факелами стали вместе и все 250 тысяч запели Окуджаву: "Поднявший меч на наш Союз достоин будет худшей кары". Это передать невозможно! Эта энергетика равносильна молитве.
Помню, когда Кукин приезжал в Дом Офицеров. Я специально сама приехала на концерт на полчаса раньше. Я очень люблю смотреть на людей, которые идут на эти концерты. Родители говорили: "Ну послушай, послушай... Это же Кукин"! Нет, они не понимали.
Вы ходите на концерты кого-то из современных артистов?
Я не любительница ходить на такие концерты, но иногда посещаю. Причем я сама покупаю билеты, это мой принцип.
Кто мне нравится? Ну, конечно, непревзойденная Таисия Повалий. Я всегда считала холодной Софию Ротару. Я не знаю, почему, но я ее никогда не пропускала через сердце. Мне, может быть, такие хулиганистые как Алла Пугачева ближе. Знаете, почему? Она настоящая! Мне очень нравится стильная Тина Кароль. Я не могу понять, почему она сейчас исчезла. Очень люблю Орбакайте, в ней есть какая-то своя собственная изюминка. Мне всегда нравится все, что делает Лорак, Ира Билык - талантливая девочка. Мне очень нравится Вакарчук. На концерты я не ходила, но многие вещи люблю. У него есть своя изюминка.
А в машине я обязательно слушаю The Beatles, Элтона Джона, Симакова, Городницкого и Никитиных.