В Париже 29 июля, в день своего 91-летия, умер известный французский режиссер и журналист Крис Маркер, автор документальных фильмов об Андрее Тарковском, Александре Медведкине и Акире Куросаве.
Об этом сообщает в понедельник, 30 июня, агентство France Press со ссылкой на его близких.
"Любознательный ум, неутоммый режиссер, поэт, любитель кошек, постановщик, загадочный персонаж, огромный талант - все осиротели без Криса Маркера", - написал на своей странице в социальной сети Twitter президент Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб.
Лауреат Берлинского и Венецианского кинофестивалей, обладатель премии Сезар, Крис Маркер (настоящее имя - Кристиан-Франсуа Буш-Вильнев) родился в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Автор уникальных по экспрессии документальных фильмов начал свой путь как писатель и редактор. Его работы выставлялись в Галерее Питера Блюма в Нью-Йорке, Центре искусств Уолкера в Миннеаполисе, Центре современного искусства МоMA PS1, парижском Центре Жоржа Помпиду и Национальной галерее Jeu de Paume.
Свой путь в кино Маркер начинал с документальных короткометражек, а позже ассистировал классику французской новой волны Алену Рене, с которым познакомился еще в первой половине 1950-х.
В 1960-м постановщик получает главный приз Берлинского фестиваля в документальной номинации за свою картину "Описание битвы". Два года спустя выходит, пожалуй, наиболее значимая работа режиссера, где он соединил страсть к фотографии с кинематографическим повествованием, - картина "Взлетная полоса", оказавшая серьезное влияние на мировую кинофантастику. Это научно-фантастический фотороман. Перед зрителем плавно развертывается сложносочиненная история о будущем человечества, пребывающего в постапокалиптическом состоянии. Главный герой возвращается в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу.
Именно "Взлетная полоса" официально стала основой для одной из самых популярных картин Терри Гиллиама 12 обезьян. Впрочем, британский постановщик признался, что оригинал не смотрел. Сценарий ремейка писали Дэвид Уэбб Пиплз и Джанет Пиплз. Своей эстетикой короткометражка оказала сильнейшее влияние на такие картины, как "Последняя битва" Люка Бессона и "Красные очки" Мамору Осии.
В дальнейшем у Маркера еще появляются весомые творческие победы. Например, фильмы "Без солнца" и "Junkopia", завоевавшие ряд престижных наград.
Одной из его последних работ стала документальная лента 2000 года "Один день из жизни Андрея Арсеньевича", посвященная Андрею Тарковскому.