Самые многообещающие картины Каннского кинофестиваля оказались о любви, спорте, сексе и смерти.
Каннский кинофестиваль приближается к своей середине, а позитивные ожидания критиков и синефилов пока не подтверждаются.
Один из безусловных фаворитов конкурсной программы Нури Бильге Джейлан представил философскую драму "Зимняя спячка", самый длинный фильм этого года продолжительностью более трех часов. Любимый многими за свою прошлую картину "Однажды в Анатолии" турецкий режиссер рассказал на пресс-конференции, что написал сценарий, опираясь на чеховские мотивы и долгие ночные разговоры с женой.
Действие происходит в исторической гостинице, построенной в скалах Каппадокии. Ее хозяин, пожилой актер Айден (по-турецки "интеллектуал"), пишет в местную газету и ведет долгие философские споры с домашними, проявляя полную несостоятельность и неспособность к какому-либо поступку в реальной жизни. Его жена отдает все силы благотворительности, а сестра пытается исправить собственную жизнь при помощи толстовской теорией непротивления злу.
В тягучем действии фильма режиссера интересует не изменчивая современность, а вечные ценности: невозможность заменить благородство деньгами, всепрощение, внутренняя культура человека, которую невозможно определить по чистоте его ногтей.
При этом Джейлан не дает своим героям ложной надежды на избавление, считая такой ход искусственным. И если в судьбе чеховского дворянства роковую роль играет рубеж веков, то драме Джейлана царствует безвременье.
Театральная манера, отвлеченность от социальной специфики, экзотические ландшафты - сближают картину турецкого маэстро со стилистикой российского конкурсанта Андрея Звягинцева, работу которого покажут только в предпоследний день фестиваля.
В программе "Особый взгляд" самой любопытной премьерой стал фильм "Безумная любовь" австрийки Джессики Хаузнер. Это безупречная по форме история, созданная по мотивам самоубийства немецкого поэта Генриха фон Клейста и его смертельно больной подруги Генриетты Фогель.
Раскачивая декадентскую канву реальных событий, Хаузнер добавляет в историю много сентиментальной комичности. Поочередно предлагая совершить двойное самоубийство разным женщинам, Клейст вызывает глубокое умиление.
"В конечном счете это все о любви", — заключает в финале мать Генриетты. Скорее всего так и есть, но не о любви к жизни точно.
Еще один сильный фильм "Особого взгляда" - детективная история актера и режиссера Матье Амальрика "Синяя комната".
Короткая любовная связь приводит к двойному убийству, все под подозрением, расследование до самого конца не может раскрыть, был ли тайный сговор в стенах комнаты в отеле. Амальрик перевоплощается из расчетливого убийцы в тихого семьянина и наоборот, а кадры телесной любви добавляют удовольствия в этот эстетский коктейль.
На социально-критическом фланге уравновешивают программу Канн "Красивая молодость" Хайме Росалеса, рассказывающая о вынужденных опытах работы молодой испанки в порно-индустрии, и венгерский фильм "Белый бог" Корнеля Мундруцо.
Последний начинается как подростковая картина о девочке и собаке, но набирает крутые обороты уже к середине фильма, смешивая жанры хоррора и мелодрамы.
Корнель в прошлом ставил театральный спектакль по произведению Владимира Сорокина "Лед" и даже думал его экранизировать, так что сложные жанровые структуры ему не в новинку. В этот раз, чтобы добиться своей цели, он задействовал в съемках 200 дворовых собак и получил уникальные по воздействию кадры о насилии и побеждающей его доброте. Новая картина, настолько же зрительская, насколько и авторская, имеет все шансы покорить киноманов.
Российский след на фестивале оставил специальный показ документального фильма "Красная армия". Гейб Польски, режиссер из Чикаго с советскими корнями, посвятил фильм легендарному хоккеисту Вячеславу Фетисову, который лично приехал на премьеру и получил долгие овации после показа.
Эпизоды из истории большого хоккея стали важной частью истории взаимоотношений Северной Америки и СССР, поэтому важно, что политически фильм абсолютно нейтрален. Переговоры о прокате фильма в России уже начались в российском павильоне, организованном "Роскино" в рамках каннского кинорынка.
В этом году на нем также был представлен десяток проектов из России, рассчитывающих на международное софинансирование. Одним из них стал авторский проект Дмитрия Мамулии "Собаки. Страсть. Смерть". Несмотря на тяжесть международных отношений, в пространстве кино можно увидеть много признаков сближения.
Кинопоказы 67-го Каннского фестиваля продолжаются и самое интересное все еще ждет нас впереди. На этой неделе на красной дорожке появится сам Жан-Люк Годар, двукратные обладатели "Золотой Пальмовой Ветви", братья Дарденн и кумир молодежи Ксавье Долан.