Первый полуфинал "Евровидения-2012" прошел гладко и ровно. Никто не забыл слова, не упал на сцене и не попытался спровоцировать скандал. Все как и положено самому масштабному европейскому песенному конкурсу, приправленному нотками мировой политики.
Из первых 18 участников, которые составили программу вчерашнего вечера, в финал прошли десять – представители Румынии, Молдовы, Исландии, Венгрии, Дании, Албании, Кипра, Греции, России и Ирландии.
Первой командой, получившей "золотой билет" на финальную битву, стала румынская группа Mandinga. Песня "Zaleilah" представила собой образец простейшей поп-музыки, которую отчаянно попытались разукрасить ирландской волынкой и кубинскими халео. Вокалистка – знойная брюнетка в экстремально коротком оранжевом платье – продемонстрировала довольно посредственный вокал и порадовала периодической демонстрацией нижнего белья в порыве танца.
Короткие платья, великовозрастные "лолиты" на подтанцовке и песни из разряда хитов на одно лето стали лейтмотивом вечера. Очень хрестоматийные и трудно отличимые друг от друга номера показали девушки из Греции, Сан-Марино, Латвии и Кипра.
Не привязанную к сезону песню, относящуюся уже к другому пласту популярной музыки, представила датчанка Солуна Самай. Девушка вышла с акустической гитарой и всем своим видом непрозрачно намекнула, что не против стать чем-то вроде Аврил Лавин нового поколения. Да вот беда – ни текст, ни мелодия после первого прослушивания не оставляют ни малейшего следа в памяти.
Красной линией по большей части выступлений прошла отсылка в прошлое – то к 60-м с элвисовско-битловскими мотивами (группа Izabo из Израиля), то к 90-м с подражанием не то ABBA, не то Ace of Bace (латышка Анмари) или явным влиянием группы Vacuum (швейцарцы Sinplus).
Sinplus, кстати, имеют все шансы стать любимцами девушек – довольно харизматичные парни в черном и с гитарами выглядели на общем фоне чуть ли не заядлыми рокерами. К этой же категории можно отнести и венгерцев Compact Disco – их песня "Sound of Our Hearts" представила хороший пример поп-рока с легкой аллюзией на Coldplay и вокальной мелодией, несколько напоминающей Nickelback.
"Темной лошадкой" конкурса оказалась албанка Рона Нишлиу с песней Suus ("Свое") – взяв сторону трагизма и, судя по исполнению, явно серьезных тем, девушка так вошла в роль, что едва не разрыдалась в конце выступления. Но, к сожалению, сложные вокальные пассажи были исполнены нечисто и по большей части напоминали скорее крик, нежели пение – вероятно, сказались сильные эмоции.
Проводя параллели к уже известным музыкантам, нельзя не отметить, что рекордное количество певиц на "Евровидении" время от времени отдавали дань Бьорк или Долорес О'Риордан из The Cranberries. И Рона Нишлиу, и Солуна Самай, и представительница Финляндии Pernilla периодически показывали знаменитое "птичье пение" и мягкие тембральные скачки.
Pernilla исполнила нечто вроде колыбельной – красивую песню När Jag Blundar ("Когда я закрываю глаза"), написанную братом к юбилею их матери. И девушка, и песня производили впечатление светлого и чистого, но настолько выбивались своей прозрачностью из общего ритма конкурса, что признания публики, к сожалению, так и не добились.
Прежде чем перейти к самому приятному, то есть наиболее качественному и обещающему, стоит коротко остановиться на феномене из России. "Бурановские бабушки" – вот что зрители действительно забудут нескоро. Отчаянные попытки смешать народные напевы с вопиюще электронной музыкой и дискотечным рефреном, конечно, можно рассматривать как полную безвкусицу. Но если добавить к этому преклонный возраст участниц и извечный юмор братьев-славян, то сам собой напрашивается вывод, что это настоящая сатира на сцене конкурса молодых талантов. И, судя по тому, что "Бабушки" вышли в финал, шутку поняли и оценили. А песня "Party For Everybody" наверняка стала уже хитом московских ночных клубов.
И наконец, как говорится, об искусстве. Команды Исландии и Ирландии представили действительно запоминающиеся номера. Первый – трогательной красотой и несвойственной формату мощью, а второй – долгожданной зажигательностью и созвучностью современности.
Представители Исландии Greta Salóme и Jónsi исполнили удивительно сильную и музыкально насыщенную композицию Never Forget – смесь готики, пост-рока и академики без тени одиозности. Красавица Грета и красавец Йонси помимо яркого репертуара и торжественных нарядов запомнились мощным и ювелирно слаженным вокалом, а Грета еще и порадовала скрипичным соло в собственном исполнении. Шансы на победу исландской пары по справедливости должны быть так высоки, что трудно представить, кто мог бы с ней сравниться.
Второй претендент на звание лучшего номера вечера – песня "Waterline" в исполнении ирландских близнецов Jedward. Выступая последними, братья зажгли свет в глазах уже подуставших зрителей и жюри. Динамичный номер в духе Scissor Sisters и Патрика Вульфа, но только без эротизма, виртуозно вписывается в концепцию качественной танцевальной музыки. Jedward не только пели, но и танцевали, выполняя ритмичные движения в стиле роботов или космонавтов, что прекрасно отвечало экстравагантным блестящим костюмам певцов. В конце песни, которая, между прочим, о любви, ребята оказались в центре настоящего фонтана, ударившего струями прямо посреди сцены. Даже искушенный современный зритель согласится, что это зрелище было поистине феерично.
Вторая часть борьбы за место в финале состоится уже завтра, и нам остается болеть за Гайтану и Украину и ждать, чем удивят нас представители других стран. Во втором полуфинале "Евровидения-2012" выступят участники от Сербии, Македонии, Нидерландов, Мальты, Беларуси, Португалии, Украины, Словении, Хорватии, Швеции, Грузии, Турции, Эстонии, Словакии, Норвегии, Боснии и Герцеговины, и Литвы.