Какое новое качественное отличие фестиваля в этом году?
Фестиваль живет, пока организатора интересует процесс, а не результат. В этом году мы поработали над "процессом". Проанализировав прошлогодний фестиваль, мы улучшили десять пунктов. Перенесли дневные бесплатные концерты с улицы Валовой под дворец Потоцкого. В этом году концерты будут проходить параллельно и на этой сцене и на платной в парке Богдана Хмельницкого. В 2011 году в парке было 1200 мест, в этот раз 2000. Плюс остается зона для тех, кто не хочет покупать билеты. Они смогут сидеть на траве, на подстилках и свободно слушать концерт. В прошлый раз этим воспользовались почти 7 тыс. человек.
В этом году была учреждена премия Alfa Jazz World имени музыканта-трубача Эдди Рознера.
Также мы пригласили известную "говорящую голову" Лэрри Эппелбаума. Он возглавляет отдел джаза в Библиотеке Конгресса США. Благодаря ему в архивах найдены редчайшие записи Джона Колтрейна и других джазменов. Во Львове он проведет лекцию всем желающим.
Кого из исполнителей вы особо рекомендуете послушать?
На фестивале будет много звезд джаза, которые Украина услышит впервые на большой сцене - удивительная Кассандра Уилсон, Джон Патитуччи, Джино Ваннелли.
Плюс еще на сценах восемь украинских и две российские команды. Скотт Хендерсон – современный блюз. Мики Бирта – удивительный венгерский исполнитель. Две польские команды: одна – Walk away – самая лучшая польская электрическая группа в течение десяти лет и группа, которая аккомпанирует замечательной певице Анне Марии Йопек. Также квартет Дитриха Берковского будет работать на этом фестивале. Сюрпризом для всех собравшихся станет участие детей.
В этом году на сцене Alfa Jazz Festival выступит Кассандра Уилсон. Как удалось ее пригласить? Этому способствовала логистика или, возможно, "Евро-2012"?
"Евро-2012" тут вообще не при чем. У нас, кстати, больше головной боли в связи с чемпионатом, чем это было в прошлом году. Не так легко устроиться в гостиницы и взять билеты на поезд.
На фестивале всегда есть фиксированный термин – это самое страшное. Ты можешь звонить менеджеру очень хорошего артиста, которые готовы приехать и услышать: "Ребята, все клево, только если это будет, к примеру, не первого числа, а третьего. Первого это невозможно". Либо артисты, которые у нас выступают первый и второй день, по началу, были все готовы работать, но только третьего числа.
После райдеров даже украинских звезд пожелания Кассандры Уилсон – детский лепет на лужайке. Кроме качественного звука, она попросила, чтобы каждый день в ее номере стоял букет желтых роз.
За последнее время в Украине появляется все больше фестивалей и событий, где можно услышать джаз. Вкусы меняются? Аудитория подросла?
Я глубоко убежден, что джазовая музыка – это музыка меньшинства, это интеллектуальная музыка, она требует внутреннего напряжения. Во-первых, стало чуть больше людей, которые его продвигают.
Я преподаю на факультете джаза историю исполнительского мастерства - читаю лекции и даю послушать какую-то музыку. Меня спрашивают – а кто это? Я отвечаю. А напишите на доске? Я пишу. Ага, достает гаджет, нашел, прочитал. Потом спрашивает – а из какого это альбома? Я отвечаю. Ну, хорошо, приду домой скачаю. У молодого поколения большой интерес, при чем это мировая тенденция. Вот пример: я в молодости слушал на "Голосе Америки" Уиллиса Коновер. Знаток джаза проработал на радиостанции 43 года. Его уже лет 15 нет. А свято место пусто бывает. Сейчас на "Голосе" идут его архивные передачи.
Каков спрос на джаз в Украине?
Был такой американский пианист Юби Блэйк, который сказал:"Джазу хорошо там, где он есть". Раз джаз 1, 2, 3 июня во Львове – значит это хорошо. Раз джаз в Киеве 26, 27, 28 октября – значит хорошо. Если его в этом городе нет, значит ему там плохо.
Мы научили нашу публику ходить на концерты, покупать билеты. Иногда в 40 градусную жару в зале без кондиционера люди висят на потолке. И троих там уже окучивает скорая помощь. Другие боятся пошевельнуться, чтобы их пот на других не стекал. Но никто не уходит.
Как, на ваш взгляд, можно привить вкус к джазу? Как формируется вкус?
Должен быть кто-то рядом, чтобы только подсказал. Как говорят опытные люди, педагог должен не учить музыке, а просто сидеть рядом как инструктор, когда человек ведет машину. Очень многое зависит от него. Хорошо, когда кто-то есть. Если нет - то нужно найти.
У меня взрослый сын, который, как говорят, хороший dj. Он видел несчастную мать переступающую груду книг, пластинок, журналов - это, кстати, единственное, что у меня дома в полном порядке. У сына как-то развился вкус. Например, на Jamiroquai подсадил меня он.
Учительница моего сына – когда он был в седьмом классе – пригласила меня побеседовать с детьми. В английской школе. Сидит чувачок в футболке, на которой написано Foreigner. Я у него спрашиваю – что у тебя написано? Он говорит – группа. Я прошу рассказать о ней. О чем поет? Он не знает. Говорю ему – ты не фан, ты фрик. Он мне говорит – а я не знаю английского языка. Тем более не фан.
Я английский выучил на аннотациям к дискам и на текстах песен The Beatles. Поэтому я за самообразование.
Возможно ли популяризировать джаз в рамках фестивалей? И нужно ли это делать?
Мне кажется, что пропагандировать нужно. И пытаться делать на этом страшном уровне, когда телевидение тебе уже ничего хорошего предложить не может.
На ваших мероприятиях часто происходят импровизации, слэмы. Для публики часто загадка, как у музыкантов из разных коллективов удается так здорово вместе играть?
Импровизация – это мысли человека вслух. Кто-то скажет, что это демагогия. Но, это субъективная точка зрения. Что такое импровизация – это 100% домашняя заготовка. Просто человек начинает свободней говорить. И чем свободней он говорит, тем лучше у него получается, это первое. Не рассматривайте джаз, как что-то оторванное от жизни.
Джаз - это отражение политической, экономической и социальной сферы. Это способ высказаться.
Тогда логичный вопрос: нужно ли джазменам высказывают свою точку зрения и гражданскую позицию во время выборов?
Музыкант должен играть, политик – обманывать, дипломат должен на "да" говорить "нет", на "нет" говорить "да". Пусть каждый занимается своим делом.
Я в жизни однозначно не соглашусь делать фестиваль под лозунгом той или иной партии. У меня был один случай, в одном городе я вел фестиваль и тут мне подняли мой гонорар, который составлял полугодовую зарплату на радио, чтоб я сказал только две фразы. Я как вор сел на поезд и уехал. Я плохо поступил, потому что оставил музыкантов. Но я, как говорит Жванецкий, не хотел стоять во всем этом.
Я не революционер, но я ничего не боюсь. Я поддерживал Оранжевую революцию. И сейчас поддерживаю тех, кто стоял под трибуной, но не на. Это разочарование страшное. А вот это ужас, как ссорились из-за этих вонючих политиков музыканты из одной лодки? Это ж какой-то дядя придумал, чтобы создать эту ситуацию. Как вантузили Могилевскую с Фаготом...
Когда я вижу, что сейчас происходит, и что сделали с моим родным городом, то я вспоминаю Ильфа и Петрова – "мне не хочется смеяться, мне хочется молиться". Но, я не реформатор.
Должен ли музыкант подстраиваться под вкус и запрос слушателя или наоборот, подстраиваться должен слушатель? Как должна происходить эта адаптация?
Очень хороший вопрос. На него правильно ответил Жванецкий. Настоящий артист не должен опускаться до уровня публики. Когда публика ждет - давайте вот эту песню, давайте это. Настоящий артист сыграет то, что он хочет. А если останется время и настроение - а теперь вот вам. Это называется "бросить кость". Есть еще такие компромиссные вещи, как сыграть очень узнаваемую тему. Но от "Summer Time" и "Let my people go" музыкантов уже тошнит.
Возьмите 1 марта приемник и включите его, это я вам предлагаю как человек, который 25 лет работает на радио. Слушайте новости, потом крутите пальчиком станции и после новостей в 12:00 на 15-ти станциях с интервалом от пяти до 50 секунд будет звучать песня Олега Скрипки – "Весна". Потому что у музыкальных редакторов не хватает мозгов, чтобы поставить другую музыкальную привязку. Вот это называется – "классная песня" – стандарт, который уже начинает вызывать рвотные позывы.
Многие джазовые музыканты сотрудничают с исполнителями поп и рок-направления. Как вы к этому относитесь? Что это - предательство жанра или взаимное обогащение?
Это очень хорошо! Это скорее желание заработать денег, но, не обогащение. Какое может быть обогащение у большинства "фанерщиков"? Знаете, нас всегда унижает Министерство культуры, я обязан это писать – "Бобби Макферрин – живой звук". А какой он еще может быть? Это бред. Но мы обязаны это указывать на афише.
Легко ли найти применение джазовому музыканту в Украине (учитывая недостаточное количество площадок) и не уйти в "попсу"?
Очень тяжело. Это удел тех, кто хочет этого по-настоящему. Срабатывает аксиома – хочешь быть популярным в Украине – стань популярным в столице. Все сюда переезжают. В Киеве существует винницкая диаспора, одесская, харьковская. Тут действительно больше работы. Я знаю мало людей, которые могут жить, а не существовать. А это разные вещи. Поэтому музыканты и работают у поп-звезд.
Один русский музыкант Миша Цыганов, который живет в Нью-Йорке. Он не шикует там, но он почти все время занят. Это человек, который с удовольствием будет работать за копейки ради идеи. Там это возможно, в Украине нет. Пока невозможно и вряд ли будет возможно. Вдруг может появится добрый дядя, который отнесется к музыкантам, как к людям, и заплатит в десять раз больше…
Кого из украинских джазовых музыкантов знают на Западе?
Есть музыканты, к которым относятся с большим уважением. Например, к Роману Грынкиву. Относятся с большим уважением американцы к группе ManSound, Диме Александрову, Денису Аду, Саше Гебелю. Боюсь, кого-то пропустить. Валера Волков. Его авторскую музыку сыграли американские музыканты профессионалы. К Юлии Роме с уважением относятся, Алику Фантаеву, Родику Иванову, Игорю Закусу, братьям Шепетам, Валерию Волкову, Ефиму Чупахину, Денису Бондареву. Американцы заметили наших молодых Олега Маркова и Диму Коваленко. С этим все в порядке.
Западная публика более отзывчива на джазовую музыку?
Я бы так не сказал. Темнокожие музыканты сетуют, что в Европе к ним лучше относятся. Люди не приелись. У них все это на уровне тарелки овсянки, как мы говорили. И там тяжелее пробиться. Тут такого нет. Американцы, когда приезжают в украинские города, говорят – у вас очень точная публика. Им это нравится. Они слышат, они реагирует на какие-то вещи, и это очень приятно понимать.
С каким музыкальным стилем у Вас ассоциируется сегодняшняя Украина?
Конечно джаз! Просто он бывает разный. Меня когда-то на 5 канале спросили кто такой Ющенко, какой стиль музыки? Я ответил new age. Не всегда плохое, но что-то такое вялое и без каких-то ярких очертаний.
Есть такой анекдот в музыкантской среде: "Знаете, что будет, если пьесу в стиле new age прокрутить на магнитофоне в обратную сторону? Будет другая композиция в стиле new age".